вторник, 23 сентября 2008 г.

Кому нужно дизайн-мышление?

Чтобы перейти к самому понятию дизайн-мышление и кому оно может быть полезным хочу определить, а что же такое дизайн и с чем у нас ассоциируется это слово? Как правило, мы воспринимаем слово дизайн в контексте «графического дизайна» или «дизайна штор или интерьера», то есть графическое оформление чего-то. Но слово дизайн несет на себе еще одну нагрузку, а именно нагрузку не существительного, а глагола, то есть разрабатывать дизайн – процесс! И вот именно в этом значении мы и будем рассматривать слово дизайн – как процесс, приводящий к конкретному результату, то есть не только, как это нечто выглядит, но и то, как это работает, если говорить о дизайне конкретного продукта или услуги.
Со словом мышление все немного проще. Мышление нам знакомо, даже если ставить ударение на первый слог. Так вот само дизайн-мышление рассматривается как определенный вид мышления, позволяющий находить самое эффективное и интересное решение для любой задачи в любой сфере деятельности независимо от того, обладаете ли вы специфическими знаниями в этой конкретной области или нет. Обладая дизайн-мышлением, Вы обладаете качествами и методом, позволяющим Вам успешно определить корень основной проблемы в данной области, применить метод и знать, когда необходимо пригласить экспертов в этой области, чтобы Ваш дизайн стал прорывным или просто самым удобным и востребованным. Например, если Вам нужно сделать дизайн утюга или дизайн интерфейса бухгалтера для 1С, Вам необязательно иметь большой опыт создания утюгов и быть бухгалтером и тем более программистом, Вы будете знать, на каком этапе дизайн-процесса Вам нужно к экспертам в этой сфере обратиться. Все это суть задачи, для успешного решения которых нужен определенный метод.
Если есть определенный тип мышления, то значит и есть метод, который позволяет это мышление развить. Если есть метод, то его можно изучить и применять для развития этого конкретного мышления. Назовём метод, позволяющий развить дизайн-мышление – дизайн-методология.
А чтобы рассказывать про дизайн-методологию надо определиться с целями. Зачем вообще нужно развивать конкретное дизайн-мышление и кому это нужно? Разве недостаточно того самого критического мышления или системного мышления, которое по идее развивается в разной степени в наших учебных заведениях для решения задач?! Разве нет других наук, которые позволяют успешно решать задачи в тех или иных областях?
Дизайн-методология для развития дизайн-мышления вобрала в себя все лучшее от наук, направленных на узнавание мира тех людей, под нужды которых разрабатывается дизайн – будь то мир бухгалтеров или бизнесменов, мир покупателей продуктов питания или автомобилей, мир ученых или мир любителей экстрима. Все это миры, требующие определенных услуг и товаров. Вокруг этих миров крутятся другие миры, которые тоже требуют своих услуг и товары под себя. И, как правило, успешным в своем мире по предоставлению тех или иных товаров или услуг является тот, который своевременно определяет неохваченную потребность какого-то из миров или улучшает существующую. И этот процесс бесконечен. Вот она цельцели – дизайн-методология помогает быть именно тем, кто определит ключевую потребность в определенной области и удовлетворит ее. Если Вы хотите быть в этом числе, то возможно, блог об этом методе Вам поможет. Вы спросите, а как же здесь маркетинг и многие тома, посвященные именно этой науке изучать рынок (читай мир потребителя)? Все лучшее в маркетинге, а именно изучение мира глазами самого потребителя, включено в дизайн-методологию.
Вот теперь, наверное, самое время затронуть историю, откуда слово дизайн-мышление (design thinking)? Мне посчастливилось узнать про дизайн-мышление благодаря годичному гранту в университете Стэнфорд, Калифорния, где я продолжала собирать материал для диссертации по Дистанционному Обучению, как раз в лаборатории “Center for Design Research” (http://www-cdr.stanford.edu/CDR/index.php/Main/HomePage), дословный перевод – Центр Исследований Дизайна. Возглавляет этот центр профессор Лари Лейфер (http://me.stanford.edu/faculty/facultydir/leifer.html). В первую очередь, детище Лари - класс ME310 (http://me310.stanford.edu/08-09/index.php). С этого места немного поподробнее.
Класс ME310 (проектный класс для магистров на инженерном факультете). Класс интересен сам по себе тем, что студенты в этом классе работают в командах по 4-5 человек в течение года над дизайном конкретного продукта в сотрудничестве с представителями крупных компаний (список, мягко говоря, завораживает – Nokia, IBM, Panasonic, SAP и это еще не все!). Весь класс работает в жесткой конкуренции. Всего получается порядка 10 команд, соответственно, на разработку 10 конкретных продуктов, и они работают не только на то, чтобы получить свои бонусы в конце семестра в виде оценок, но и чтобы сделать самый лучший продукт класса. Если скинуть со счетов сам факт, что они уже учатся в Стэнфорде, можете ли Вы себе представить, какой богатый опыт они получают еще в рамках университета, работая бок о бок с представителями крупных компаний? Вы понимаете, что это вовсе не производственная практика. В этой модели компании знакомят студентов со своими бизнес-процессами и подходами, а студенты учат компании дизайн-мышлению, через которое в ходе работы над проектом они проходят вместе.
В этой истории мне хотелось бы познакомить Вас еще с другими замечательными компаниями, а именно IDEO, DSCHOOL и School of Design in Potsdam, рассказать, что их объединяет и подвести к дизайн-методологии. Но об этом в следующем посте, а сейчас о самом методе.
Так в чем же заключается дизайн-методология?
Все очень просто – это определенные условия для работы над конкретным проектом и жесткое следование дизайн-процессу.

О каких конкретных условиях идет речь?
  1. Разнопрофильная команда. Работать в команде быстрее, интереснее и легче. Для того чтобы команда смогла быть более эффективной, ей нужно иметь опыт в разных областях.
  2. Конкурентность. Над одним проектом может работать две и более команд. Конкурентная борьба – основной двигатель прогресса, видимо, после лени. Кроме того, лучший способ накалить обстановку – дать возможность командам работать в едином пространстве.
  3. Без границ. В этой игре есть правила, но границы все убираются, в том числе и ресурсные. Команды для более эффективной работы не должны испытывать трудности с тем, какие материалы использовать для прототипов, что поесть и куда сходить за чашкой кофе? Минимальный набор необходимых ресурсов должен быть для них обеспечен.
И в чем же заключается дизайн-процесс?
Представьте себе, что компании КТО Вас попросила создать НЕЧТО для НЕКТО! В двух словах по процессу Вам нужно узнать мир глазами некто и понять, в ЧЕМ этот некто нуждается. Выявив эту потребность у некто, вы изучите возможные способы реализации этой потребности на основе существующих технологий, выявите их плюсы и минусы, предложите свои решения в рамках бюджета КТО, несколько раз протестируете с НЕКТО и Ваш продукт готов.
Если переходить к терминам, то процесс этот следующий:
  1. Понимание задачи. Вы в первом приближении знакомитесь с тем миром, для которого Вам предстоит создать что-то новое или усовершенствовать уже существующее. Вы изучаете рынок существующих решений для этого мира, Вы становитесь экспертом в данной конкретной области.
  2. Наблюдение. На этом этапе Вам предстоит изучить этот мир его же глазами, Вам нужно понять, чем этот мир живет и дышит на своем собственном опыте. Если Вам нужно усовершенствовать бизнес-процесс по работе с клиентами в банке, Вам необходимо прожить клиентом этого банка и других конкурирующих банков. Понять, что не так со стороны клиента, прочувствовать, где Вы чувствуете себя некомфортно как клиент. Вам необходимо изучить поведение самих клиентов вплоть до того, что наблюдать весь день за процессом в клиентском отделе, а, может быть, и не один.
  3. Корень проблемы. И только сейчас Вы начинаете анализировать всю полученную информацию, для этого Вы систематизируете данные и консолидируете их таким образом, чтобы выявить группы больных вопросов и потребностей наблюдаемого мира, а затем отсеять одну.
  4. Генерация идей. Для этой выстраданной больной задачи, которую Вы поставили себе на предыдущем этапе, Вы генерируете как можно больше различных решений. Методом здравого смысла и учась генерировать решения на других идеях, Вы останавливаетесь на одной самой интересной.
  5. Прототипирование. Для самой интересной идеи Вы создаете прототип из любых доступных материалов. Главное, этот прототип сделать быстро и так, чтобы основная идея не потерялась в прототипе для следующего этапа.
  6. Тестирование. Свой прототип Вы несете в мир, который улучшаете, и спрашиваете у него, что в этой идее ему нравится и что не нравится.
  7. Процесс на этом не останавливается. Если прототип оказался неудачным Вы пересматриваете либо 3, либо 4 пункты в зависимости от того, какой отзыв Вы получили по предыдущей идее.
Вот и весь секрет дизайн-процесса. Есть небольшой штрих – чтобы прочувствовать этот процесс, необходимо изучить его на своем опыте. Можно взяться за любую маленькую задачу.
С этого дня я обязуюсь рассказывать все новое о дизайн-мышлении в мире в своем блоге и на русском языке-) Следующий пост будет посвящен упомянутым компаниям, громким именам, кому можно сказать спасибо за то, что делятся своим опытом, формируют его в какие-то рабочие концепции, готовые к применению здесь и сейчас!

1 комментарий: